ОЛИМПИАДА
ПО ЛИТЕРАТУРЕ
«ОСТРОВ СОКРОВИЩ»
2024
23 ноября 2024
ОЛИМПИАДА «ОСТРОВ СОКРОВИЩ»
РАЗРАБОТАНА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5-8 КЛАССОВ,
ПРОЖИВАЮЩИХ В САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ
ДОРОГОЙ ДРУГ!
Олимпиада «Остров сокровищ» придумана для того, чтобы ребята,
живущие на острове Сахалин и Курильских островах, смогли проявить себя как читатели,
способные мыслить, рассказывать о прочитанном и сочинять.
В заданиях 2024 года ты встретишь произведения классиков и современников.
Во многих из них ты услышишь шум моря, ощутишь тепло морского песка,
полюбуешься рыбами и медузами. А еще ты поразмышляешь о том, что значит жить
на необитаемом острове. Хотел бы ты почувствовать себя Робинзоном? А Пятницей?
Мы надеемся, что тебе будет интересно решать олимпиадные задания
и что среди предложенных для чтения
и осмысления художественных произведений ты найдешь
для себя те самые сокровища,к которым захочется вернуться и после олимпиады.

Удачи! Попутного ветра!

ВЫБЕРИ СВОЮ ОЛИМПИАДУ
РАСПИСАНИЕ ОЛИМПИАДЫ

20 сентября 2024

Старт регистрации

участников

10 ноября 2024

Очная консультация

для участников по олимпиаде

15 ноября 2024

Завершение регистрации участников

23 ноября 2024

Олимпиада

31 декабря 2024

Подведение итогов

23-27 марта 2025

Поездка победителей
в Санкт-Петербург
КОМАНДА ОЛИМПИАДЫ
Наталья Петровская
Автор и продюсер олимпиады «Остров сокровищ»
Директор АНО «Центр чтения». Журналист, библиотекарь, педагог дополнительного образования. Автор проектов по приобщению к чтению для детей и родителей на о. Сахалин: «Книжный старт: читает школа, показывает музей», «ЛитератУра в кино!», фестиваль семейного чтения «Книжный парк» и др. Ведущая литературно-игровых занятий для читателей дошкольного возраста и книжного клуба для подростков «Расскажи».
Педагог дополнительного образования в школе GSchool.
Лилия Гутрина
Научный рецензент олимпиады «Остров сокровищ»
Кандидат филол.наук, доцент кафедры литературы и методики ее преподавания Института филологии и межкультурной коммуникации Уральского государственного пед.университета. Тема диссертации – «Стихотворные «гнезда» в лирике О. Э. Мандельштама 1930х гг (к проблеме становления нового типа поэтической образности)». Автор научных статей по поэзии О. Мандельштама, современной поэзии, современной детской литературе, методике преподавания литературы. Член редколлегии журнала «Филологический класс» (направление «Методология и методика преподавания литературы в школе»).
Елена Квашнина
Автор-разработчик олимпиады «Остров сокровищ», составитель заданий для учеников 5-7 классов.
Филолог, автор методических пособий для учителей и библиотекарей. Учитель русского языка и литературы с 2001 года. Эксперт ОГЭ, ЕГЭ, эксперт Всероссийской олимпиады школьников (русский язык и литература), разработчик олимпиадных заданий по литературе и русскому языку. Преподаватель курсов повышения квалификации для учителей и библиотекарей.
Колумнист журнала «Школьная библиотека: сегодня и завтра», автор книг «Новые детские книги в пространстве библиотеки и школы»,
«Я иду искать», «Краткий курс о детской литературе, или Зачем нам книга с дыркой?» издательства «Библиомир».
Методист, учитель русского языка и литературы школы «ИндиКид» г. Санкт-Петербурга
Татьяна Коптяева
Составитель заданий для учеников 7-8 классов олимпиады «Остров сокровищ»
Учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории муниципального автономного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №44 Чкаловского района г. Екатеринбурга.
- составитель заданий школьного и муниципального этапов 2023-2024 учебного года, муниципального этапа 2022-2023 учебного года по литературе;
- Член жюри муниципального и регионального этапов Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку и литературе;
- соавтор методических пособий «Уроки литературы с применением информационных технологий. 5-11 классы. Выпуск 3. Методическое пособие с электронным интерактивным приложением/Авт.-сост.: Е.С. Квашнина, Т.Е. Коптяева. – М.: Планета, 2015. –С.6-136. – (Современная школа). «Уроки литературы с применением информационных технологий.8-11 классы. Выпуск 3. Методическое пособие с электронным интерактивным приложением/Авт.-сост.: Е.С. Квашнина, Т.Е. Коптяева, Ромашина Н.Ф. – М.: Планета, 2015. – С.6-136. – (Современная школа).
- автор статей «Методика проведения итогового занятия по теме «Работа с произведениями малых жанров на уроках русского языка и литературы», «Жанр «рождественского рассказа» и его особенности в современной литературе: обсуждение рассказа Дмитрия Быкова «Девочка со спичками дает прикурить», Урок медленного чтения по книге П. Рейнольдса «Точка», «Окно в тысячелетнее прошлое», «Проектная деятельность по литературе в пространстве урока и вне его», «Словообразование как средство выразительности речи в поэтических текстах» и другие.
Наталья Чаус
Эксперт по комплектованию библиотечного фонда олимпиады «Остров сокровищ»
Директор Сахалинской областной библиотеки. В сфере культуры трудится 25 лет, прежде работала в Сахалинском областном краеведческом музее и в Музейно-мемориальном комплексе «Победа». За время работы в библиотеке были реализованы разнообразные проекты и программы: грантовый проект «Мой Сахалин-75. Интерактивное краеведение», областной конкурс культурных дневников школьников «Мой культурный дневник», в рамках общероссийского проекта «Культура для школьников»; фестиваль семейного чтения «Книжный парк», литературно-художественный конкурс «Вижу сердцем», ежегодные международные конкурсы «Стихов немало есть на свете» и «Добрая сказка» (китайские партнеры), проект «Классная библиотека» и др.

Рецензия

на комплект заданий олимпиады «Остров сокровищ»

(разработчики Е.С. Квашнина, Т. Е. Коптяева)

Предложенный комплект материалов для проведения олимпиады «Остров сокровищ» ориентирован на школьников, живущих о. Сахалин. «Территориальная» привязка названия олимпиады не является формальной, она глубоко содержательна. В качестве базовых для олимпиадных заданий стали образы моря и острова, что позволяет участникам олимпиады почувствовать уникальность привычного для них мира (остров), его многогранное отражение в явлениях культуры. Центральной концептуальной метафорой олимпиады становится метафора путешествия – не только по морям, океанам, странам и материкам, но еще и по культурным явлениям разных эпох; в заданиях не раз подчеркивается, что чтение – это и есть путешествие, в процессе которого открываются новые острова и обнаруживаются сокровища.
Выбранная в качестве материала морская/островная тема оказывается крайне удачной как для осуществления личностной рефлексии ребенка-читателя (от «я – сахалинец» до «каждый человек напоминает остров» и т.д.), так и рефлексии литературной, поскольку тема острова представлена в мировой культуре многогранно и обширно. Выбор материала выигрышен и потому, что учитывает детскую жажду приключений и открытий, которая не исчезает ни в подростничестве, ни в юности. Кроме того, произведения, предложенные в олимпиадных заданиях, существенно расширяют представления о детской литературе и ее жанровом спектре: приключенческая литература, подростковая повесть, прозаическая/лирическая миниатюра, притча, сказка-притча, рассказ, лирическое стихотворение и др. Важным является и то, что школьникам предлагается работать с линейными и нелинейными текстами, текстами «новой природы» (комикс, карта), что напрямую связано новыми типами чтения в современную эпоху.
Комплект заданий для каждого класса содержит 6 заданий разного типа, расположенных по принципу усложнения. Первые задания предполагают работу с теоретико-литературным и историко-литературным материалом (задания 1-2), задание 4 ориентирует участников олимпиады на рассмотрение литературного произведения в широком культурном контексте, задания 5 носит аналитический характер (предполагается анализ произведения по вопросам, ориентирующим на те уровни текста, которые максимально нагружены эстетическим смыслом). Задание 6 – финальное - предлагает участнику олимпиады создание собственного текста с учетом некоторого эстетического феномена (перевод визуального текста в вербальный; использование многозначного слова как основы для возникновения комической ситуации и др.).
«Спецификация» обстоятельно и точно описывает типы заданий, «ключи» снабжены подробными инструкциями для проверяющих, содержат развернутые ответы и необходимые комментарии.
Следует отметить высокую читательскую, теоретико-литературную и историко-литературную эрудицию авторов-разработчиков, учет ими возрастных особенностей школьников, их читательских интересов. По сути, предложенный комплект материалов для проведения олимпиады - это механизм организации детского чтения (авторы-разработчики прилагают аннотированный список книг для чтения и для ознакомления), способ приобщения школьников к литературе, искусству, истории через разнообразные, в том числе игровые, задания. Немаловажно, что олимпиадные задания «Остров сокровищ» позволяют, с одной стороны, «расширять Вселенную» вокруг ребенка, а с другой способствуют самоуглублению юного читателя: о необходимости двух этих векторов в детском чтении говорил Н.Л. Лейдерман.
Полагаю, что у олимпиады «Остров сокровищ» впереди «большое плавание», как у хорошо сконструированного корабля с хорошо отобранной командой.


Рецензент:
Гутрина Л.Д, канд.филол.н.,
доцент кафедры литературы и методики ее преподавания УрГПУ

27 июня 2024
ГЛАВНЫЙ ПРИЗ
Победителей олимпиады
«Остров сокровищ» ждёт путешествие
в Санкт-Петербург в период
весенних каникул.

Вас ждёт насыщенная экскурсионная программа «Книжный Петербург», посвящённая знакомству с «литературными адресами», музеями-квартирами и памятными местами классиков русской литературы.
Посещение детской библиотеки истории
и культуры Петербурга, расположенной
в старинном особняке. И, конечно, чаепитие в лучших книжных магазинах Питера.

Программа специально разработана по индивидуальному заказу. Включает в себя расходы на транспорт по маршруту
Южно-Сахалинск – Санкт-Петербург-
Южно-Сахалинск, проживание в гостинице, трёхразовое питание и экскурсии.
Список рекомендуемой литературы
для подготовки к олимпиаде
«Остров Сокровищ»
СПИСОК КНИГ
ДОКУМЕНТАЦИЯ
Регистрация на олимпиаду
Выберите олимпиаду
Организаторы