ОЛИМПИАДА «ОСТРОВ СОКРОВИЩ»
РАЗРАБОТАНА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5-8 КЛАССОВ,
ПРОЖИВАЮЩИХ В САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ
ОЛИМПИАДА «ОСТРОВ СОКРОВИЩ»
РАЗРАБОТАНА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5-8 КЛАССОВ,
ПРОЖИВАЮЩИХ В САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ
ВЫБЕРИ СВОЮ ОЛИМПИАДУ
  • ПЕРЕЙТИ
  • ПЕРЕЙТИ
  • ПЕРЕЙТИ
  • ПЕРЕЙТИ
ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ ОЛИМПИАДЫ

1 октября 2025

Старт регистрации

участников

1 ноября 2025

Завершение регистрации участников

1 ноября 2025

Консультация

для участников

1 тура Олимпиады

8 ноября 2025

1 тур Олимпиады

Отборочный

8 декабря 2025

Результаты 1 тура Олимпиады

13 декабря 2025

Консультация

для участников

2 тура Олимпиады

20 декабря 2025

2 тур Олимпиады

Основной

24 января 2026

Подведение итогов

31 января 2026

Награждение победителей

30 марта-4 апреля 2026

Поездка победителей

в Санкт-Петербург

КОМАНДА ОЛИМПИАДЫ
Наталья Петровская
Автор и продюсер олимпиады «Остров сокровищ»
Директор АНО «Центр чтения». Журналист, библиотекарь, педагог дополнительного образования. Автор проектов по приобщению к чтению для детей и родителей на о. Сахалин: «Книжный старт: читает школа, показывает музей», «ЛитератУра в кино!», фестиваль семейного чтения «Книжный парк», «Мысли вслух: театральные читки с подростками» и др. Ведущая литературно-игровых занятий для читателей дошкольного возраста и книжного клуба для подростков «Расскажи».
Лауреат Всероссийского конкурса профессионального мастерства книжной индустрии «Ревизор-2023».
Член экспертного совета национальной премии по литературе «СЛОВО».
Лилия Гутрина
Научный рецензент олимпиады «Остров сокровищ»
Кандидат филол.наук, доцент кафедры литературы и методики ее преподавания Института филологии и межкультурной коммуникации Уральского государственного пед.университета. Тема диссертации – «Стихотворные «гнезда» в лирике О. Э. Мандельштама 1930х гг (к проблеме становления нового типа поэтической образности)». Автор научных статей по поэзии О. Мандельштама, современной поэзии, современной детской литературе, методике преподавания литературы. Член редколлегии журнала «Филологический класс» (направление «Методология и методика преподавания литературы в школе»).
Елена Квашнина
Автор-разработчик олимпиады «Остров сокровищ», составитель заданий для учеников 5-7 классов.
Филолог, автор методических пособий для учителей и библиотекарей. Учитель русского языка и литературы с 2001 года. Эксперт ОГЭ, ЕГЭ, эксперт Всероссийской олимпиады школьников (русский язык и литература), разработчик олимпиадных заданий по литературе и русскому языку. Преподаватель курсов повышения квалификации для учителей и библиотекарей.
Колумнист журнала «Школьная библиотека: сегодня и завтра», автор книг «Новые детские книги в пространстве библиотеки и школы»,
«Я иду искать», «Краткий курс о детской литературе, или Зачем нам книга с дыркой?» издательства «Библиомир».
Методист, учитель русского языка и литературы школы «ИндиКид» г. Санкт-Петербурга
Татьяна Коптяева
Составитель заданий для учеников 7-8 классов олимпиады «Остров сокровищ»
Учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории муниципального автономного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №44 Чкаловского района г. Екатеринбурга.
- составитель заданий школьного и муниципального этапов 2023-2024 учебного года, муниципального этапа 2022-2023 учебного года по литературе;
- Член жюри муниципального и регионального этапов Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку и литературе;
- соавтор методических пособий «Уроки литературы с применением информационных технологий. 5-11 классы. Выпуск 3. Методическое пособие с электронным интерактивным приложением/Авт.-сост.: Е.С. Квашнина, Т.Е. Коптяева. – М.: Планета, 2015. –С.6-136. – (Современная школа). «Уроки литературы с применением информационных технологий.8-11 классы. Выпуск 3. Методическое пособие с электронным интерактивным приложением/Авт.-сост.: Е.С. Квашнина, Т.Е. Коптяева, Ромашина Н.Ф. – М.: Планета, 2015. – С.6-136. – (Современная школа).
- автор статей «Методика проведения итогового занятия по теме «Работа с произведениями малых жанров на уроках русского языка и литературы», «Жанр «рождественского рассказа» и его особенности в современной литературе: обсуждение рассказа Дмитрия Быкова «Девочка со спичками дает прикурить», Урок медленного чтения по книге П. Рейнольдса «Точка», «Окно в тысячелетнее прошлое», «Проектная деятельность по литературе в пространстве урока и вне его», «Словообразование как средство выразительности речи в поэтических текстах» и другие.
Александра Смолина
Председатель жюри
Кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой русского языка и литературы Института филологии, истории и востоковедения Сахалинского государственного университета.
Область научных интересов – поэтика художественного произведения на уроках литературы, проектная и творческая деятельность читателя-школьника. Член редакционной коллегии научно-методического журнала «Сахалинский гуманитарный журнал».
Работа А. В. Смолиной отмечена Почётной грамотой Министерства образования и науки Российской Федерации в 2007 году, дипломом II степени Межрегионального этапа Всероссийского конкурса в области педагогики, воспитания и работы с детьми и молодёжью до 20 лет «За нравственный подвиг учителя» (2016), Памятным знаком Губернатора Сахалинской области «В честь 75-летия Сахалинской области» («За вклад в развитие Сахалинской области») (2021), дипломом первой степени в номинации «Лучший издательский проект года» Всероссийского конкурса в области педагогики, воспитания и работы с детьми и молодёжью до 20 лет «За нравственный подвиг учителя» (2025).
Наталья Чаус
Эксперт по комплектованию библиотечного фонда олимпиады «Остров сокровищ»
Директор Сахалинской областной библиотеки. В сфере культуры трудится 25 лет, прежде работала в Сахалинском областном краеведческом музее и в Музейно-мемориальном комплексе «Победа». За время работы в библиотеке были реализованы разнообразные проекты и программы: грантовый проект «Мой Сахалин-75. Интерактивное краеведение», областной конкурс культурных дневников школьников «Мой культурный дневник», в рамках общероссийского проекта «Культура для школьников»; фестиваль семейного чтения «Книжный парк», литературно-художественный конкурс «Вижу сердцем», ежегодные международные конкурсы «Стихов немало есть на свете» и «Добрая сказка» (китайские партнеры), проект «Классная библиотека» и др.
2025 год

РЕЦЕНЗИЯ НА КОМПЛЕКТ ЗАДАНИЙ ОЛИМПИАДЫ

«ОСТРОВ СОКРОВИЩ»

(разработчики Е.С. Квашнина, Т. Е. Коптяева)

2025 год

РЕЦЕНЗИЯ НА КОМПЛЕКТ ЗАДАНИЙ ОЛИМПИАДЫ

«ОСТРОВ СОКРОВИЩ»

(разработчики Е.С. Квашнина, Т. Е. Коптяева)

Предложенный комплект материалов для проведения олимпиады «Остров сокровищ» (задания, критерии оценивания, бланки ответов, сопровождающие презентации) – свидетельство серьезной научно-методической работы авторов. Олимпиада предполагает предварительную подготовку ее участников (чтение книг из предложенного списка) и прохождение двух туров (первый – отборочный, второй - итоговый): становится очевидным, что авторы «запустили» процесс детского и подросткового чтения, интегрировали олимпиаду в жизнь, заменив «событие» на «процесс». Речь, таким образом, идет уже о «практике чтения», а не просто о единичном образовательно-воспитательном мероприятии.

Олимпиада ориентирована на школьников о. Сахалин и Курильских островов, и авторы учли территориальный контекст олимпиады – как в выборе центральных для олимпиады многослойных метафор (море, маяк, корабли), так и в самих заданиях, ориентирующих на знание родного края (см. задания 1 тура), синтезирующих литературу и краеведение.

Материал, предложенный авторами олимпиады для освоения школьниками – потенциальными участниками олимпиады, разнообразен и многопланов: здесь и мифы, фольклор, и научно-популярная литература, и энциклопедии, и произведения детской художественной литературы 20-21 вв. – как отечественной, так и зарубежной. В круге чтения благодаря олимпиаде окажутся прозаические произведения Я. Длуголенского, В. Крапивина, Ю., Кузнецовой, М. Ботевой, Дж. Р. Толкиена, А. Тор, П. Гэллико и др.; поэтические тексты И.А. Бунина, Н. Матвеевой, В. Маяковского, Г. Дядиной. Немаловажно, что детям предложены и «тексты новой природы», формирующие навык чтения в новых условиях. Предложенные произведения не только о приключениях и покорении пространств и времен, но и замечательных человеческих качествах – воле, терпении, способности к состраданию, смелости, способности делать сложный выбор.

Задания первого тура, как уже было сказано, отборочного, призваны мотивировать детей-читателей на заинтересованное самостоятельное высказывание. В 5-6 классах предложены, в основном, творческие задания (задания 2 и 3), иногда с элементами аналитической работы (задание 1). В 7-8 классах акцент делается в большей степени на способность аналитически работать с таким элементом художественной структуры, как «образ героя»: школьникам предложены задания на осмысление в тексте антитезы, пейзажа, интерьера, внутреннего монолога, детали как способов создания художественного образа. При этом ключевые вопросы к тексту в заданиях для 7-8 классов ставят в центр внимания не теоретическую, а нравственную проблему (в предложенных для работы эпизодах герой показан в ситуации выбора поступка), что учитывает возрастные особенности школьников-читателей. Выдвижение на первый план творческих заданий в 5-6 классах также мотивируется особенностями восприятия литературы в этом возрасте – школьники ориентированы не столько на анализ, сколько на эмоциональное постижение текста, осмысление его посредством игры.

Задания второго тура представляют собой комплекс заданий, формирующих широкий спектр способностей: кроме заданий на анализ/творческую интерпретацию, добавляются такие, которые проверяют способность работать с информационным текстом, знание прочитанных к олимпиаде произведений, литературную эрудицию (способность видеть образ в широком литературном поле). Уникальность олимпиады заключается в том, что авторы решились на проведение «командной работы», что корректирует представление об олимпиаде по литературе как исключительно об индивидуальном состязании, в котором каждый участник – потенциальный соперник. Олимпиадное задание, предполагающее совместное создание текста к «молчаливой книге», - возможность установления диалога между единомышленниками, переживания радости от совместного чтения и понимания; хотя, безусловно, такой тип задания – это серьезный «вызов» прежде всего для организаторов и тех, кто будет оценивать данную работу.

«Критерии оценивания» обстоятельно описывают типы заданий, «ключи» снабжены инструкциями для проверяющих содержат необходимые комментарии.

Стоит отдельно отметить теоретико-литературную эрудицию авторов-разработчиков олимпиады: в олимпиаду для среднего звена вошел значимый, непротиворечивый теоретико-литературный материал, при этом он не оказался выдвинут на первый план, а дан «внутри» нравственно-философских вопросов о мире и человеке. Задания, отбор текстов, их распределение по классам указывают на учет авторами психолого-педагогических особенностей школьников, доскональное знание и владение инструментами методики преподавания литературы и руководства детским чтением.

Рецензент:
Гутрина Лилия Дмитриевна,
кандидат филологических наук,
доцент кафедры литературы
и методики ее преподавания УрГПУ.

25.08.2025
Предложенный комплект материалов для проведения олимпиады «Остров сокровищ» (задания, критерии оценивания, бланки ответов, сопровождающие презентации) – свидетельство серьезной научно-методической работы авторов. Олимпиада предполагает предварительную подготовку ее участников (чтение книг из предложенного списка) и прохождение двух туров (первый – отборочный, второй - итоговый): становится очевидным, что авторы «запустили» процесс детского и подросткового чтения, интегрировали олимпиаду в жизнь, заменив «событие» на «процесс». Речь, таким образом, идет уже о «практике чтения», а не просто о единичном образовательно-воспитательном мероприятии.

Олимпиада ориентирована на школьников о. Сахалин и Курильских островов, и авторы учли территориальный контекст олимпиады – как в выборе центральных для олимпиады многослойных метафор (море, маяк, корабли), так и в самих заданиях, ориентирующих на знание родного края (см. задания 1 тура), синтезирующих литературу и краеведение.

Материал, предложенный авторами олимпиады для освоения школьниками – потенциальными участниками олимпиады, разнообразен и многопланов: здесь и мифы, фольклор, и научно-популярная литература, и энциклопедии, и произведения детской художественной литературы 20-21 вв. – как отечественной, так и зарубежной. В круге чтения благодаря олимпиаде окажутся прозаические произведения Я. Длуголенского, В. Крапивина, Ю., Кузнецовой, М. Ботевой, Дж. Р. Толкиена, А. Тор, П. Гэллико и др.; поэтические тексты И.А. Бунина, Н. Матвеевой, В. Маяковского, Г. Дядиной. Немаловажно, что детям предложены и «тексты новой природы», формирующие навык чтения в новых условиях. Предложенные произведения не только о приключениях и покорении пространств и времен, но и замечательных человеческих качествах – воле, терпении, способности к состраданию, смелости, способности делать сложный выбор.

Задания первого тура, как уже было сказано, отборочного, призваны мотивировать детей-читателей на заинтересованное самостоятельное высказывание. В 5-6 классах предложены, в основном, творческие задания (задания 2 и 3), иногда с элементами аналитической работы (задание 1). В 7-8 классах акцент делается в большей степени на способность аналитически работать с таким элементом художественной структуры, как «образ героя»: школьникам предложены задания на осмысление в тексте антитезы, пейзажа, интерьера, внутреннего монолога, детали как способов создания художественного образа. При этом ключевые вопросы к тексту в заданиях для 7-8 классов ставят в центр внимания не теоретическую, а нравственную проблему (в предложенных для работы эпизодах герой показан в ситуации выбора поступка), что учитывает возрастные особенности школьников-читателей. Выдвижение на первый план творческих заданий в 5-6 классах также мотивируется особенностями восприятия литературы в этом возрасте – школьники ориентированы не столько на анализ, сколько на эмоциональное постижение текста, осмысление его посредством игры.

Задания второго тура представляют собой комплекс заданий, формирующих широкий спектр способностей: кроме заданий на анализ/творческую интерпретацию, добавляются такие, которые проверяют способность работать с информационным текстом, знание прочитанных к олимпиаде произведений, литературную эрудицию (способность видеть образ в широком литературном поле). Уникальность олимпиады заключается в том, что авторы решились на проведение «командной работы», что корректирует представление об олимпиаде по литературе как исключительно об индивидуальном состязании, в котором каждый участник – потенциальный соперник. Олимпиадное задание, предполагающее совместное создание текста к «молчаливой книге», - возможность установления диалога между единомышленниками, переживания радости от совместного чтения и понимания; хотя, безусловно, такой тип задания – это серьезный «вызов» прежде всего для организаторов и тех, кто будет оценивать данную работу.

«Критерии оценивания» обстоятельно описывают типы заданий, «ключи» снабжены инструкциями для проверяющих содержат необходимые комментарии.

Стоит отдельно отметить теоретико-литературную эрудицию авторов-разработчиков олимпиады: в олимпиаду для среднего звена вошел значимый, непротиворечивый теоретико-литературный материал, при этом он не оказался выдвинут на первый план, а дан «внутри» нравственно-философских вопросов о мире и человеке. Задания, отбор текстов, их распределение по классам указывают на учет авторами психолого-педагогических особенностей школьников, доскональное знание и владение инструментами методики преподавания литературы и руководства детским чтением.

Рецензент:
Гутрина Лилия Дмитриевна,
кандидат филологических наук,
доцент кафедры литературы
и методики ее преподавания УрГПУ.

25.08.2025
ГЛАВНЫЙ ПРИЗ
ГЛАВНЫЙ ПРИЗ
Победителей олимпиады
«Остров сокровищ» ждёт путешествие
в Санкт-Петербург в период
весенних каникул.

Вас ждёт насыщенная экскурсионная программа «Книжный Петербург», посвящённая знакомству с «литературными адресами», музеями-квартирами и памятными местами классиков русской литературы.
Посещение детской библиотеки истории
и культуры Петербурга, расположенной
в старинном особняке. И, конечно, чаепитие в лучших книжных магазинах Питера.

Программа специально разработана по индивидуальному заказу. Включает в себя расходы на транспорт по маршруту
Южно-Сахалинск – Санкт-Петербург-
Южно-Сахалинск, проживание в гостинице, трёхразовое питание и экскурсии.
Поездка в Петербург победителей олимпиады
Представляем вам фото отчёт путешествия победителей первой литературной олимпиады «Остров сокровищ» в Санкт-Петербург. Экскурсионно-познавательная программа «Книжный Петербург» состоялась в период весенних каникул. За 5 дней юные знатоки с Сахалина познакомились с «литературными адресами» культурной столицы России.
Началось погружение, пожалуй, с самого главного книжного адреса – набережная реки Мойки, 12 – мемориальная музей-квартира Александра Сергеевича Пушкина. Здесь он провёл свои последние дни жизни.
Напомним, одно из заданий Олимпиады ориентирует читателей на рассмотрение литературного произведения в широком культурном контексте, включая живопись и скульптуру. Поэтому в программу вошли посещения выставки в Русском музее «Виктор Васнецов. К 175-летию со дня рождения» и кабинета книги художника в Эрмитаже. Необычный мастер-класс ждал ребят в мемориальной мастерской известного ленинградского скульптора Михаила Аникушина, филиале музея городской скульптуры. Когда-то здесь рождались знаменитые монументы, такие как памятник А.С. Пушкину на площади Искусств, а теперь все желающие могут познакомиться с тайной жизнью памятников. От появления наброска на бумаге до отправки готовой модели на завод для отливки в бронзе.

Увлекательным квестом по мотивам книг о Гарри Потере встретила островных гостей детская библиотека истории и культуры Санкт-Петербурга. Она расположена в старинном здании – Доме Бажанова, памятнике архитектуры в стиле модерн. А в Санкт-Петербургской специальной центральной детской библиотеке им. А.С. Пушкина читатели смогли увидеть прижизненные издания произведений поэта и удивиться коллекции миниатюрных книг, экземпляры которых внесены в мировую книгу рекордов Гиннеса.

«Театральный проект 27» – ещё одна точка на книжной карте города. Первый в России театр для подростков работает с современными текстами литературы. Наши победители олимпиады не только стали зрителями спектакля «Тетрадь мщения», но смогли поучаствовать в его обсуждении  вместе с создателями постановки.

Конечно, невозможно представить книжное путешествие без книжных магазинов Санкт-Петербурга. Свою домашнюю библиотеку каждый пополнил интересными новинками из Дома книги на Невском проспекте, атмосферного магазина «Подписные издания» и по-домашнему уютного магазина издательства «Самокат».
Чтобы лучше узнать город нужно «смотреть его ногами», наши путешественники посетили главные достопримечательности Петербурга: Дворцовую площадь, Исаакиевский собор, памятник Медному всаднику. Прогулялись по Невскому проспекту, набережным и каналам величественного Санкт-Петербурга.

Трогательной стала встреча победителей с Еленой Сергеевной Квашниной, автором-разработчиком олимпиадных заданий. Ребята делились своими впечатлениями: рассказали о том, как готовились и писали олимпиаду, как ждали результатов и радовались своей победе.

Мы не простились с северной столицей, а сказали ей «до свидания!», ведь уже осенью 2025 года в Южно-Сахалинске пройдёт новая литературная олимпиада «Остров сокровищ»! И снова лучшие читатели Сахалина смогут побороться за главный приз – путешествие в книжный Петербург.


Уже сегодня вы можете ознакомиться со списком литературы, которую нужно освоить для успешного участия во Второй олимпиаде «Остров сокровищ». Желаем увлекательного чтения на летних каникулах!

Поездка в Петербург победителей олимпиады

Представляем вам фото отчёт путешествия победителей первой литературной олимпиады «Остров сокровищ» в Санкт-Петербург. Экскурсионно-познавательная программа «Книжный Петербург» состоялась в период весенних каникул. За 5 дней юные знатоки с Сахалина познакомились с «литературными адресами» культурной столицы России.

Началось погружение, пожалуй, с самого главного книжного адреса – набережная реки Мойки, 12 – мемориальная музей-квартира Александра Сергеевича Пушкина. Здесь он провёл свои последние дни жизни.

Напомним, одно из заданий Олимпиады ориентирует читателей на рассмотрение литературного произведения в широком культурном контексте, включая живопись и скульптуру. Поэтому в программу вошли посещения выставки в Русском музее «Виктор Васнецов. К 175-летию со дня рождения» и кабинета книги художника в Эрмитаже. Необычный мастер-класс ждал ребят в мемориальной мастерской известного ленинградского скульптора Михаила Аникушина, филиале музея городской скульптуры. Когда-то здесь рождались знаменитые монументы, такие как памятник А.С. Пушкину на площади Искусств, а теперь все желающие могут познакомиться с тайной жизнью памятников. От появления наброска на бумаге до отправки готовой модели на завод для отливки в бронзе.


Увлекательным квестом по мотивам книг о Гарри Потере встретила островных гостей детская библиотека истории и культуры Санкт-Петербурга. Она расположена в старинном здании – Доме Бажанова, памятнике архитектуры в стиле модерн. А в Санкт-Петербургской специальной центральной детской библиотеке им. А.С. Пушкина читатели смогли увидеть прижизненные издания произведений поэта и удивиться коллекции миниатюрных книг, экземпляры которых внесены в мировую книгу рекордов Гиннеса.


«Театральный проект 27» – ещё одна точка на книжной карте города. Первый в России театр для подростков работает с современными текстами литературы. Наши победители олимпиады не только стали зрителями спектакля «Тетрадь мщения», но смогли поучаствовать в его обсуждении  вместе с создателями постановки.


Конечно, невозможно представить книжное путешествие без книжных магазинов Санкт-Петербурга. Свою домашнюю библиотеку каждый пополнил интересными новинками из Дома книги на Невском проспекте, атмосферного магазина «Подписные издания» и по-домашнему уютного магазина издательства «Самокат».

Чтобы лучше узнать город нужно «смотреть его ногами», наши путешественники посетили главные достопримечательности Петербурга: Дворцовую площадь, Исаакиевский собор, памятник Медному всаднику. Прогулялись по Невскому проспекту, набережным и каналам величественного Санкт-Петербурга.


Трогательной стала встреча победителей с Еленой Сергеевной Квашниной, автором-разработчиком олимпиадных заданий. Ребята делились своими впечатлениями: рассказали о том, как готовились и писали олимпиаду, как ждали результатов и радовались своей победе.


Мы не простились с северной столицей, а сказали ей «до свидания!», ведь уже осенью 2025 года в Южно-Сахалинске пройдёт новая литературная олимпиада «Остров сокровищ»! И снова лучшие читатели Сахалина смогут побороться за главный приз – путешествие в книжный Петербург.


Уже сегодня вы можете ознакомиться со списком литературы, которую нужно освоить для успешного участия во Второй олимпиаде «Остров сокровищ». Желаем увлекательного чтения на летних каникулах!

ДОКУМЕНТАЦИЯ
Регистрация на олимпиаду
Выберите олимпиаду
Проверьте внимательно вашу почту. На нее придут все документы для участия в олимпиаде и организационная информация.
Организаторы
При поддержке Министерства культуры и архивного дела и Министерства образования Сахалинской области
Организаторы
При поддержке Министерства культуры и архивного дела и Министерства образования Сахалинской области