Предложенный комплект материалов для проведения олимпиады «Остров сокровищ» ориентирован на школьников, живущих о. Сахалин. «Территориальная» привязка названия олимпиады не является формальной, она глубоко содержательна. В качестве базовых для олимпиадных заданий стали образы моря и острова, что позволяет участникам олимпиады почувствовать уникальность привычного для них мира (остров), его многогранное отражение в явлениях культуры. Центральной концептуальной метафорой олимпиады становится метафора путешествия – не только по морям, океанам, странам и материкам, но еще и по культурным явлениям разных эпох; в заданиях не раз подчеркивается, что чтение – это и есть путешествие, в процессе которого открываются новые острова и обнаруживаются сокровища.
Выбранная в качестве материала морская/островная тема оказывается крайне удачной как для осуществления личностной рефлексии ребенка-читателя (от «я – сахалинец» до «каждый человек напоминает остров» и т.д.), так и рефлексии литературной, поскольку тема острова представлена в мировой культуре многогранно и обширно. Выбор материала выигрышен и потому, что учитывает детскую жажду приключений и открытий, которая не исчезает ни в подростничестве, ни в юности. Кроме того, произведения, предложенные в олимпиадных заданиях, существенно расширяют представления о детской литературе и ее жанровом спектре: приключенческая литература, подростковая повесть, прозаическая/лирическая миниатюра, притча, сказка-притча, рассказ, лирическое стихотворение и др. Важным является и то, что школьникам предлагается работать с линейными и нелинейными текстами, текстами «новой природы» (комикс, карта), что напрямую связано новыми типами чтения в современную эпоху.
Комплект заданий для каждого класса содержит 6 заданий разного типа, расположенных по принципу усложнения. Первые задания предполагают работу с теоретико-литературным и историко-литературным материалом (задания 1-2), задание 4 ориентирует участников олимпиады на рассмотрение литературного произведения в широком культурном контексте, задания 5 носит аналитический характер (предполагается анализ произведения по вопросам, ориентирующим на те уровни текста, которые максимально нагружены эстетическим смыслом). Задание 6 – финальное - предлагает участнику олимпиады создание собственного текста с учетом некоторого эстетического феномена (перевод визуального текста в вербальный; использование многозначного слова как основы для возникновения комической ситуации и др.).
«Спецификация» обстоятельно и точно описывает типы заданий, «ключи» снабжены подробными инструкциями для проверяющих, содержат развернутые ответы и необходимые комментарии.
Следует отметить высокую читательскую, теоретико-литературную и историко-литературную эрудицию авторов-разработчиков, учет ими возрастных особенностей школьников, их читательских интересов. По сути, предложенный комплект материалов для проведения олимпиады - это механизм организации детского чтения (авторы-разработчики прилагают аннотированный список книг для чтения и для ознакомления), способ приобщения школьников к литературе, искусству, истории через разнообразные, в том числе игровые, задания. Немаловажно, что олимпиадные задания «Остров сокровищ» позволяют, с одной стороны, «расширять Вселенную» вокруг ребенка, а с другой способствуют самоуглублению юного читателя: о необходимости двух этих векторов в детском чтении говорил Н.Л. Лейдерман.
Полагаю, что у олимпиады «Остров сокровищ» впереди «большое плавание», как у хорошо сконструированного корабля с хорошо отобранной командой.
Рецензент:
Гутрина Л.Д, канд.филол.н.,
доцент кафедры литературы и методики ее преподавания УрГПУ
27 июня 2024